Ностальгический обзор...

(Рассказываем,спорим,обсуждаем,жалуемся или радуемся)

Модератор: Степашка

Ностальгический обзор...

Сообщение Хитрый лис » 11 янв 2007, 18:04

Видеомагнитофон

В советское время вторая жизнь, решительно отличающаяся от первой, могла быть у гражданина только во сне. Видеомагнитофон заменил людям сон в прямом смысле- и не только невиданными до того картинами. На ночные просмотры в квартире порой собиралось больше народу, чем сегодня на сеанс в многозальном кинотеатре. Искатель справедливости Рэмбо быстро вытеснил из сознания граждан честного милиционера Анискина: пересматривать на видеомагнитофоне советскую «фантастику» станет модным только в середине 1990-х. Лет двадцать назад покупка видеомагнитофона была для московской семьи совершенно эпохальным событием, обычно ему сопутствовала смена замков на двери на более надежные.

Аппарат можно было обменять на другую мечту горожанина- автомобиль или на плохонькую, но дачу. По сокращенному «видик» столичный житель легко вычислял провинциала: в Москве говорили «видак».

Газовый баллончик

«Знание - сила» - это про него. Благодаря ему миллионы мужчин и женщин были уверены, что, сложись неблагополучная ситуация (а такие ситуации в начале 1990-х складывались как-то сами собой), баллончик защитит от недругов. Наиболее любопытные пользователи проверяли действие газа на бродячих собаках - но те, вопреки ожиданиям, не падали в судорогах на землю. Знающие люди объясняли: «На пьяных и животных газ не действует». Сознаваться, что деньги отданы спекулянтам зря (а на заре появления этих средств иных вариантов покупки и не было), никто не хотел. На самом деле надпись «содержит нервно-паралитический газ» (как и череп с костями на этикетке) никакого отношения к действительности не имела. Зато она жутко радовала милиционеров: напугав гражданина уголовной статьей об ответственности за хранение сильнодействующих отравляющих средств, можно было изъять у него баллончик для последующей реализации.

Часы Montana

«Патек Филипп» конца 1980-х. По их наличию на запястье можно было многое сказать о человеке. Например, что он в курсе модных тенденций и готов отдать недельную зарплату за вещь, цена которой, как впоследствии оказалось, немногим выше стоимости проезда на метро. И как японская электроника едва не погубила швейцарских часовщиков, так Montana, казалось, несет гибель отечественной часовой промышленности (она и впрямь погибла, но по иным причинам). Montana были не простыми электронными часами (простые, под оригинальным названием «Электроника», делали и в Минске) - в «Монтане» были мелодии. Советский человек, который краше часов с кукушкой ничего не видел и не слышал, не мог не стать рабом этой вещи.

«Казаки»

До их появления москвич носил сапоги только в силу обстоятельств: зимние (обстоятельство холода), кирзовые (обстоятельство наличия военкоматов) или резиновые (обстоятельства дач, луж и рыбалки). «Казаки» - феномен: как бы ковбойский атрибут неожиданно прижился на славянской почве. Поначалу единственная проблема заключалась в том, что модники не могли прийти к единому мнению: следует ли заправлять джинсы в сапоги или наоборот.

Впрочем, по поводу данной обуви велись и филологические споры: на каком слоге ставить ударение?! К настоящему времени «казаки» практически полностью вышли из употребления. Впрочем, жива легенда: директор одного уважаемого издательского дома якобы настолько прикипел к ним душой, что даже на приемы в Кремль ходит исключительно в сапогах.

«Мальвины»

Долгое время джинсы в России были точным отражением рекламы по продвижению карт American Express: «либо они у вас есть, либо нет». Марка (если штаны не были пошиты по лекалам и из материалов Бобруйской фабрики рабочей одежды) значения не имела: слова «фирма» (с ударением на первом слоге) было достаточно для описания благородного происхождения штанов. Джинсы были лучшим подарком для подростка, а стирать их в машине считалось варварством: только ручная стирка - «иначе от них за три года ничего не останется!» В конце 1980-х страна узнала, что всем знакомый, но не всем доступный «левис», оказывается, надо называть «ливайс».

К более поздней истории относятся джинсы, правильное название которых теперь никто не вспомнит. Одни вошли в историю как «мальвины» (мешок таких штанов можно было купить в Польше, успешно реализовав на рынке чемодан утюгов, фотоаппаратов или гаечных ключей российского производства), другие - как «пирамиды» (отношение к Египту неизвестно, но пирамида на ярлычке имелась).

Двухкассетник

Когда на Западе начинают чинить помехи присоединению России к ВТО, упрекая нас в разгуле пиратства, пусть вспомнят, кто завалил нашу страну двухкассетниками. Или кроме копирования чужих фонограмм у этих аппаратов было какое-то иное назначение (например, одновременное прослушивание двух кассет)? Первые двухкассетники занимали в квартире самое почетное место. Наиболее рачительные хозяева закрывали дорогостоящую технику чехлом - чтобы не пылилась. Такая тенденция не получила характера эпидемии в отличие от другой привычки - запечатывать пульт дистанционного управления в полиэтиленовый пакетик. Правда, это относилось скорее к видеомагнитофонам.

Когда пульты появились у двухкассетников, те уже совершенно обесценились в общественном сознании, и владельцу двухкассетника никто больше не завидовал. Когда-то казалось, что такое возможно только при коммунизме: школьники 1980-х думали, что в идеальном обществе двухкассетники станут раздавать в магазинах бесплатно.

Polaroid

Наилучшим образом иллюстрирует мысль о том, что для производителей бытовой техники теория глобального заговора - не бред сумасшедшего, а основа существования: сегодня вы покупаете компьютер, а завтра узнаете, что новая операционная система его «в упор не видит». К тому моменту, как вы продублировали весь имевшийся «винил» на компакт-дисках, становится совершенно очевидно, что и CD уже пора готовить к отправке на помойку. Polaroid- что порошковый суп. У хозяйки еще не закипел бульон, а порошок давно превратился в пюре, съеден и проклят. Пока фотолюбитель расставляет ванночки с раствором (за что семья его тихо ненавидит), обладатель «Полароида» уже «расстрелял» несколько кассет и всех знакомых одарил неформатными фотографиями с нелепой цветопередачей. Наступление эры цифрового фото, повлекшее за собой банкротство компании Polaroid, можно считать воплощением вселенской справедливости. Валяющиеся без дела миллионы коробочек со стеклянным глазком отомщены.

«Сникерс»

В советское время шоколад не покупали, чтобы есть,- его покупали, чтобы дарить. Утолять шоколадом голод в СССР имели моральное право только полярники или летчики, сбитые над заснеженной тайгой. А потом появился он - ухоженный лесоруб с аккуратной бензопилой из рекламного ролика. Он всерьез уверял страну (где практически в каждой семье кто-нибудь да отработал на лесоповале), что, когда накатывает голод, «а до конца смены еще далеко», нужно съесть шоколадку- и можно пилить дальше. Сначала лесорубу никто не поверил.

Шоколадкине привычной формы и какого-то упоительно-нездешнего вкуса продолжали покупать, чтобы дарить детям и медсестрам. Но скоро из магазинов исчезли все продукты. До конца смены было еще несколько лет, и страна начала есть шоколад. Лакомство стало едой, а потом и закуской- к водке «Распутин» (который подмигивал одним глазом «вот так») или «русскому йогурту» - омерзительному напитку, расфасованному в дурно пахнущие пластиковые стаканчики с крышкой из фольги.

Плейер

Речь идет не об уже умирающих CD- и, уж конечно, не о флэш-плейерах, красе и гордости наших дней. Речь о самом настоящем кассетном плейере. В конце 1980-х шеи и груди представителей прогрессивной молодежи украсились этими волшебными устройствами. Представить себе, что магнитофон может стать немногим больше кассеты, которая в него запихивалась, было невозможно. А на Тверском бульваре уже стояли небольшими группками и слушали свою музыку они - счастливые обладатели плоских коробочек на тонких шнурках с парой миниатюрных наушников.

У советского человека впервые появилась личная музыка. Смотреть на очереди и автобусы становилось не так тоскливо, шаг приобретал ритмичность, жизнь получала новый, тайный смысл. И даже оказавшись в дружеской компании, можно было втайне услаждать свой слух Sex Pistols, пока из динамиков общего пользования лилась дискотека 80-х.

Плейер оказался тем вызовом Запада, который приняла отечественная промышленность. В начале 1990-х был создан кассетный стереомагнитофон-проигрыватель «Электроника». Но повесить эту коробку на шею не решился никто.

Сигареты Magna

В начале 1990-х годов, когда отчаянно шагнувшие в демократию граждане еще не знали слова «слоган», в России появилась первая реклама сигарет с незатейливым девизом «Magna - новая высота». Доля правды в этом утверждении, несомненно, была: по сравнению с «Явой» и «Стюардессой» ярко-красная пачка сигарет с серебристо-синей надписью латиницей действительно выглядела пришельцем с другой планеты. Те, кому не хватало денег, чтобы купить целую пачку «настоящих американских» сигарет, могли воспользоваться гениальным изобретением отечественных палаточников и приобрести «Магну» поштучно.

Со временем выяснилось, что и у заграничных сигарет есть недостатки. В частности, их нужно было курить, что называется, не отвлекаясь - в противном случае сигарета сгорала дотла за пару минут. Отечественные сигареты, как кубинские сигары, без «подсоса» затухали. К тому же «народным телеграфом» понеслась новость: в Magna якобы содержится бром, и сигареты негативно влияют на потенцию. Однако нет сомнений: сплетни распускали те, у кого денег было только на «Ту-134», и то в первые три дня после зарплаты.

Спирт Royal

«Королевские» бутылки с красно-белыми этикетками появились в московских магазинах и палатках весной 1992 года. 96-процентный «фейнспирит прима» немедленно превратился в едва ли не самый главный народный напиток. Его потребляли в подъездах и на дискотеках, за праздничными и конторскими столами, на свадьбах и похоронах.

Коктейльная карта на основе «Рояля» - отдельная история. Спирт можно было пить чистым, разбавленным водой или «Инвайтом». Залейте «Роялем» кофейные зерна - и получите крепкий бодрящий ликер. Вымочите в нем бруснику или клюкву - и готова праздничная настойка. Популярность «Рояля» объяснялась весьма прозаично: двухлитровая бутылка спирта стоила в 1992 году 60-70 руб. А «ноль-пять» водки - 40-50 руб., причем ее еще нужно было суметь достать. Благодаря «Роялю» несколько обогатился русский язык. Слово «паленый» в значении «суррогатный» появилось именно в ту пору: когда Royal стали разливать в подвалах, в газетах появились многочисленные статьи о том, как отличить настоящий спирт от поддельного.

Косметика Lancome

Помните фильм «Служебный роман», вернее, его начало, где сотрудницы Министерства легкой промышленности приводят себя в порядок: красят в одинаковый цвет губы и одинаковой тушью удлиняют ресницы? В советские времена особенно огорчала тушь.

Отечественный брасматик- трубочку с жидкой тушью, в которую вкручивается специальной формы кисточка (сегодня вся тушь такая),- можно было купить, только если очень повезет, причем качество косметики оставляло желать лучшего. Гораздо выразительнее получались глаза с помощью туши «Ленинградская». В твердую субстанцию прямоугольной формы надо было - внимание! - плюнуть (ну, может, кто-нибудь и воду капал), затем это место потереть прилагавшейся щеточкой и тем, что на ней образовалось, накрасить глаза. Наши женщины овладели этой техникой в совершенстве. Импортную тушь по бешеной цене можно было достать у фарцовщиков. А развернулись наши дамы в конце 1980-х, когда на рынок хлынул поток французской косметики Lancome. Тут тебе и тушь, и пудра, и тональный крем - рисуй не хочу. Несмотря на то что купить «красоту» можно было попрежнему только у спекулянтов, да и качества она была явно не выше польского, женщины массово преобразились.

Дольчики

Это сейчас поисковик в интернете спросит вас: может, вы имели в виду «дольщики»? А в годы заката СССР это слово имело 100-процентную узнаваемость: самая известная марка лосин! Плотные непрозрачные колготки без пятки носили все девушки, от школьниц до дам, которых девушками называли только из чувства исторической справедливости. Дольчики-лосины, как правило, надевали под мини-юбку или купальник - для занятий входящей в моду аэробикой.

Мода на лосины была поголовнототалитарной. Правда, демократические веяния ощущались в раскраске дольчиков: иногда- серо-буро-малиновой, высший шик - в крупную полоску. Окраска, заметит любой биолог, была предостерегающая - свидетельствовала то ли о том, что советской женщине надоело многолетнее амплуа «товарища по партии», то ли вообще о грядущем конце империи. Сейчас в интернете кроме воспоминаний о рекламном слогане («дольчики: чертовски хороши»), не менее ярком, чем сами лосины, можно найти проект их возрождения, выдвинутый одной из отечественных модельеров. Она отрезала кусочек от маминых дольчиков, найденных в шкафу, и запатентовала новый стильный чехол для мобильного телефона.

Zuko, Yuppi, Invite

«Просто добавь воды». Дорвавшиеся до сладкого школьники часто не делали даже этого, жуя порошок всухомятку, отчего рот окрашивался в фиолетовый или ядовито-желтый цвет. Взрослые тем временем запивали растворенным в воде порошком разведенный спирт Royal. В газетах появились прообразы потребительских расследований: журналисты при помощи сотрудников химлабораторий выясняли, что любимые страной соки «вовсе не натуральные» (кто бы мог подумать!). К концу 1990-х народ наконец это осознал и притом распробовал заполонившие рынок менее ядовитые прохладительные напитки. Порошки ушли в историю. Однако она сохранила имя только отца «Инвайта» - после него бизнесмен Сергей Выходцев придумал еще ряд растворимых продуктов, в частности кашу «Быстров».

Funai

Технику под этим брэндом - от телевизора до кондиционера - можно купить в Москве и сейчас. Но кто ее покупает! А в начале-середине 1990-х третьеразрядная японская марка доминировала. Более того, именно благодаря Funai более или менее качественные японские видео- и аудиомагнитофоны из предметов роскоши превратились в товары массового спроса. Недорогая корейская техника, как и китайские подделки под громкие японские имена вроде Pawasonik или Sani, рванули на рынок позже. А на настоящие Panasonic и Sony во времена господства Funai денег у народа не было.

(С) spizdili.com
Старость - это когда не можешь помыть пятки в раковине...
Аватара пользователя
Хитрый лис
Познавший Глубину
 
Сообщения: 757
Изображений: 0
Зарегистрирован: 21 ноя 2005
Откуда: ЮВАО, Жулебино
Марка Автомобиля: Outlander XL 2.4 MIVEC
УАЗ Патриот

Re: Ностальгический обзор...

Сообщение Зоркий сокол » 24 фев 2013, 12:06

В последнее время многие начинают анализировать ту,свою давнюю советскую жизнь 20-летней и более давности.
К слову,все или почти все, смотрят на СССР сквозь розовые очки юношеского задора.
Ибо тогда,в СССР нонешние "совкодрочеры" были молоды и полны сил,надежд,стремлений...
upset
"А ныне,а ныне попрятались суки
В окошках отдельных квартир,
Ползёт Козлодоев-мокры его брюки,
Он стар-он желает в сортир"
Б.Г.
ag
Повтыкав в тырнетах, позволю себе покопипастить посты и размышления:

А всё-таки — ел Сталин младенцев или нет? Была в СССР свобода, как таковая, или это всё выдумки престарелых и не очень поклонников марксизма-ленинизма?

Первое, что пришло мне на ум, так сказать, были рассказы моей бабушки о жизни в СССР времён Сталина . Точнее — послевоенном периоде (для малолеток — это период после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов). Особой гордостью в рассказах бабули было то, что уже через год после войны в стране отменили карточную систему.

Эх, как бабуля ругала Горбачёва, не стесняясь в эпитетах. Ещё бы! На дворе заканчивался ХХ век, Гагарин давно побывал в космосе, советские космические аппараты вовсю бороздили просторы Вселенной, а меченный ввёл в стране карточную систему, чем здорово обидел моего курящего деда (сигареты, причём без фильтра и очень вонючие, продавались по карточкам-талонам). Сахар, мясо и прочие достояния тоже вмиг испарились, чем доставили массу удовольствия так называемым кооператорам, которых Горбатый наплодил по всей стране, как матка гельминта паразитов.

Ну, да х… т.е. Бог с ним, с этим Горби, тем более, что исходя из миллионных проклятий со стороны бывших жителей Страны, этому лауреату Нобелевской Премии мира давно уготовано место в аду. Честное слово, иногда вкрадывается в голову мысль — а не продать ли душу Сатане, чтобы тоже попасть в ад, и там насадить Горбатого на… вилы? Хотя с другой стороны — когда я туда смогу попасть от Гобатого уже ничего не останется, так что, я лучше обожду с продажей души, тем более, что это дело хлопотное — не то, что Родину продавать, пусть даже и за Нобелевскую премию.

Итак, продолжаем. О Сталине , о этом кровавом палаче , уничтожившем полторы тысычи миллионов(!!!) ни в чём не повинных людей. Не верите? Да-да, “историк” по фамилии Петров так и сказал на весь мир — полторы тысячи миллионов! Эно как! Оказывается в Союзе на то время населения было больше, чем во всех индокитаях вместе взятых! И это без учёта младенцев-сирот, которых после Гражданской войны собирали на улицах и отправляли учиться в разные-всякие Республики ШКиД.

Там этих детей откармливали до определённого возраста и отправляли прямиком на стол к Сталину . Но такие дети Ему показались не очень вкусными, и в 1924 году для того, чтобы отбирать самых вкусных детей, в СССР был построен пионерский лагерь “Артек”(прикрывались тем, что там лечили детей больных туберкулёзом), но и этого кровавому палачу показалось мало, и Он приказал строить пионерские лагеря на всех просторах Страны Советов.


Чтобы дети аппетитней выглядели на столе Великого и Ужасного, их кормили четыре раза в день пищей, в которой не содержалось химических добавок и канцерогенных стабилизаторов — здоровье Вождя нужно было беречь!

Особо ценился детский мозг. Для того, чтобы он был вкуснее, детей заставляли учиться в бесплатных школах, а для получения особо деликатесного продукта многих детей пять-шесть лет выдерживали в различных ВУЗах, при этом выплачивая им вознаграждение за учёбу — так называемые “стипендии”. Особо аппетитным…, т.е одарённым выплачивали “Ленинские стипендии”, которые были в два-три раза больше обычной. Надо бы узнать у господина Петрова — кого больше предпочитал Тиран — тех, кто закончил гуманитарные или технические ВУЗы?

Самое страшное началось в годы войны: когда немецкий фюрер, вскормленный на деньги американских сион… простите, финансистов, напал на Советский Союз. Можно только догадываться зачем он это сделал, но послушав всяких Петровых-Резунов не трудно сделать вывод: для того, чтобы прекратить эту порочную практику поедания младенцев.

Однако и тут наш тиран перехитрил их немецкого фюрера. Советские дети, откормленные в бесплатных сталинских школах, без страха шли в партизаны и подпольшики уничтожать фашистов. Некоторых впоследствии даже наградили званием Герой Советского Союза, правда посмертно, тем самым подчёркивая то, что они не были съедены проклятым тираном, а честно выполнили свой долг перед Родиной. Они так и не узнали кайф от клея “Момент-1″, вкуса настоящей кока-колы, не увидели Гарри Потера и “Аватар” в 3D .


Те же, кто вырвался из кровавых лап войны, потерявшие родителей, братьев и сестёр были схвачены и помещены в Суворовские училища, где из них готовили врагов настоящей демократии. Кормили и одевали их там тоже бесплатно, хотя на стол к тирану они и не попадали. Из них впоследствии готовились так называемые “Советские офицеры” — это такие надсмотрщики за солдатами, которых в 18 лет призывали защищать Родину.

Поразительно то, что эти солдаты добровольно шли в защитники Отечества, и по-настоящему любили своих офицеров, а процент “откосивших” был настолько мал, что о нём и упоминать не хочется. Надо же было до такой степени запугать советскую молодёжь, что пацанам было стыдно “хильнуть” от армии! (Только не путайте советских офицеров и солдат с дебильноватыми придурками из сериала “Солдаты”).

Вспоминая свою молодость мне тоже становится “стыдно” перед нынешними турбалётами за то, что я не смог откосить от армии, а как последний лох таскал за плечами автомат и тыкал туркам фиги через армянскую речку Аракс — а ведь мог! В смысле Родину предать — и в Турцию, жрать плоды демократии.


Да, кстати, про Армению. Это такая страна, которая сейчас заграница. Мне пришлось там служить во времена Советской оккупации свободолюбивого армянского народа. Да что там Армения! Кровавый деспот затащил в Советский Союз ещё четырнадцать свободолюбивых республик. Издевательства над народами этих республик выражались в строительстве школ и больниц, заводов и фабрик.

Самое страшное было даже не то, что на заводах рабочим без задержек платили зарплату и предоставляли ежегодный оплачиваемый (какое кощунство!) отпуск. Страшнее было то, что в этих самых республиках кровавая гэбня под руководством КПСС стала вовсю строить детские сады и ясли. Видимо для того, чтобы тиран не голодал.


Строительство шло такими темпами, что родители бедных детишек, оказавшихся в этих садах не имели понятия о том, что такое очередь в детский сад! И это в стране, где очереди были даже за воздухом и сибирским снегом! Мало того — детей там кормили едой из молока и мяса, а летом вывозили на дачу в лес или на море!

И всё это делалось для того, чтобы окрепшая детвора радовала глаз проклятому тирану, когда он будет её есть . Мне тоже довелось в детском саду три лета подряд побывать на даче в лесу. Если бы я знал к чьему столу меня готовили, я бы перестал есть эту гадкую негенномодифицированную пищу без сои, и пить непорошковое молоко, на котором образовывалась жирная пенка.

Но слава Богу, за своих детей (а вскоре и внуков) я не переживаю. Их не съест проклятый Сталин , они никогда не узнают о бесплатной медицине и бесплатном образовании. Их никогда не отвезут летом на дачу, чтобы там откормить к столу ненасытного тирана-палача. Теперь у них есть всевозможные заменители еды в виде чипсов и сухариков, чупа-чупсы и орбит без сахара, интернет и телевизор, где можно среди бела дня увидеть порнуху-онлайн и кровавую резню бензопилой вместо Винни-Пуха.


Я рад, что они будут жить в мире лжи и обмана, где главное в жизни — нае::ть ближнего своего, набить свой карман, грабить стариков и старух (лучше даже, если своих), где можно убить ветерана, забрать у него боевые ордена и пропить их в обоссаном подъезде с дружками-гопниками. Где можно поджарить сардельку на Вечном огне, а мент в это время пройдёт мимо, идя за очередной взяткой от уличного торговца барахлом. Где можно быть президентом, которого ненавидит пол страны за то, что он вор, а вторая половина любит за то, что он даёт возможность украсть. Да где там половина…

А вот чему я не рад — так это тому, что умер этот тиран, после смерти не оставивший бриллиантов и счетов в швейцарских банках, а лишь пару стоптанных ботинок, я не рад, что он не встанет, и не расстреляет эти “полторы тысячи миллионов” зажравшихся скотов, высасывающих последние соки из моей некогда великой Родины.


а еще говорили, "МЫ, Советский Народ". можете говорить - пропаганда, зомбирование и тп... но говорили искренне

и хер тогда можно было сказать "народу нужно штрафы увеличить и сделать шестидневную рабочую неделю а депутатской палате членам политбюро увеличить зарплаты и льготы"
сейчас ниче, никто не стесняется. четко разделили - есть народ в загоне, есть правители на троне. без всякой там ложной скромности


Может наивно скажу, но всё же... :)
Мысли такие. Есть страна, есть общество.
Бездарь и лентяй имеет 5 руб. Чтоб не одичал окончательно и на людей не кидался. Плюс имеет нравоучения по поводу тунеядства и т.п.
Кто-то хочет работать в тепле и чистоте особо не напрягаясь - он имеет 50 руб. Но и имеет больше свободного времени для семьи, для спорта или для хобби.
Кто-то много работает головой и руками - он имеет 100 руб.
Кто-то берёт на себя ответственность за дело, ставит на кон свою карьеру - он имеет 200 руб.
Кто-то "штучный экземпляр", один на тысячу, а то и на миллион - золотые руки, изобретатель чего-то важного и полезного - он имеет 400 руб.
Справедлива такая система? Как по мне - справедлива. Будет такое общество здоровым? Думаю у него есть на это перспективы.
Был СССР таким обществом - на 100% не был, но отчасти был.
Какую картину мы имеем сейчас?
Как может один человек заработать больше другого в миллион раз? Согласен - это талантливый человек. Не может идиот быть миллиардером (или мультимиллионером). НО! При этом он не изобрёл вечного двигателя, нового вида топлива или ещё чего-то сверхполезного в масштабах страны. Он просто что-то когда-то себе присвоил, отнял, грабанул, надул, облапошил кучу народу. Он имеет у себя в батраках миллион (или сто, или тысячу) человек, которые работают за "100 сортов" колбасы, комп с телеком и Турцию, но не более того. Будет такое общество здоровым? Никогда. Это деградация, возврат в феодальные времена, а может и в рабовладельческие.
Всё ИМХО.


Порвало:
С
ука я бы щас за то,чтобы вернуться в СССР, отдал бы даром все свои две иномарки, недостроенный дом, породистого кобеля и тещу!!!Нахуй мне демократия.

Я хочу в СССР!!!Жить как нормальный гражданин, работать, бухать и гордиться своей страной!


Одно дело спиздить лист железа на ворота с завода, другое дело спиздить отрасль целую. Одно дело иметь по блату коньяк фирменный и колбасу, другое дело яхту с 2 футбольных поля. И не мог партбосс, во всяком случае в средней полосе, создать себе царскую жизнь - выебли бы и высушили бы. А за 100 тыс уркаденных рублей и стрельнуть могли. Вот такая тирания. И мало того - среди партбоссов ещё и идейные попадались и нередко. Во всяком случае наших городского масштаба и сейчас все добрым словом вспоминают.
Так что про богатых и бедных тогда и сейчас и что всегда так было - это две большие разницы, как говорят у них в Одессе.
И думаю это была главная причина гибели СССР - невозможность оприходовать то чем командуешь и зажить с золотым унитазом и недвижимостью в лондонах и парижах. Вылезло парт-говно наверх, ушли старики военной закалки - плохо ввело рынок, свободу и прочие радости. А Огонёк и ТВ разъяснили новую линию жизни.


з.ы. Про потребительство всё так - человек хочет комфорта. Но его можно и в совке было достичь. В конце концов люди в 50-х жили лучше чем в 20-х, а в 70-х пожирнее, чем в 50-х. И потом - что есть комфорт в остальном мире? Мы смотрим фильмы в США где каждый герой живёт на тихой улочке, в личном доме квадратов на 300-400. А все ли там так живут? А про продвинутую Японию, где мафоны появились раньше всех? Карцер с компом 2 квадрата на чел - это даже для людоеда Сталина слишком, и это не бомжи, а просто ебнутые на голову работающие люди. Потому что умный так жить не стал бы. А стран на планете 200+ - и в подавляющем большинстве совка нет - а плохо много где. Или воюют, или мрут как мухи, или живут в нищете на 1,5 бакса в день. Для 95% живущих на планете - жизнь в развитом совке была бы раем без всяких преувеличений.
_____________________________________________________________
Остановиться на чём-то,стать стабильным и предсказуемым-это значит стать легендой
или изжить себя,растеряв творческий потенциал...

С.Г.
Мобильная рында: 8903 627 79и89
Аватара пользователя
Зоркий сокол
Познавший Глубину
 
Сообщения: 2432
Изображений: 456
Зарегистрирован: 20 ноя 2005
Откуда: Замкадье не дальнее
Марка Автомобиля: Шниво дальнобойное
Ёп-2,в концептуальных грёзах

Сообщение Зоркий сокол » 24 фев 2013, 12:52

Теперь автомобиль доступен чуть ли не каждому и все стоят в пробках. Утром в пробке, днем на обеде в пробке, вечером с работы в пробке. Треть жизнь в пробке. Очень рациональное использование своего и чужого времени.
Техника была. Своя техника, сделанная своим же народом. Прошло хотя бы еще какое то время и начали бы выпускать сами машинки автоматы.
Айфоны и айпады никому бы не нужны были. Были бы совершенно другие ценности, не материальные.
Пускай я наивно думаю что время советского союза было шикарным, но там была работа, было образование, медицинская помощь, детские сады и уверенность в завтрашнем дне.
Сейчас ничего нету. Страна потребителя. Изменились ценности, что было постыдным - стало нормальным.



Мы научились от СССР многому, чего бабложелающим не понять.
Мы научились, преодолевать трудности, быть самостоятельными, осознавать себя личностью по действиям своим, а не количеству бабла в кармане и модели авто.
Мы научились заинтересовавать собой девушек и женщин. Не принимать проституцию, за правило жизни. Не одноразовых пустышек, а тех с кем будет интересно прожить жизнь, создать семью, родить детей.
Мы научились, осознавать меру своих возможностей. И поэтому более свободны, чем баблодержащие нувориши. Нам не нужно тыкаться в рамки закона и тд, мы наученны действовать в их пределах и даже обходить их.
Мы научились работать руками, и действовать в трудных ситуациях. И не будем кричать помогите когда прийдет беда, мы сами будем помогать.
Мы даже научились бесшабашно гулять! В наше время, если ты был достоин, то мог быть на равных с директором того же училища и тд, и даже вместе культурновыпивать.
Мы могли вместе творить! Вместе ходить в походы, петь песни, получать образование и тд. И государство оказывало в этом посильную помощь.
Мы были единым народом, с учетом самобытности каждого.


Хочу туда - в детство!
Детство не вернуть. А вот великую державу, которой можно гордиться и в которой хотелось бы жить - это да!


Из первейшей страны на планете скатиться в разряд государств Африки,у страны попросту НЕТ будущего мы плавно планируем в пропасть и радоваться этому могут либо подлецы либо дебилы.Перестаньте наконец то приводить КНДР как сравнение,если есть пример Белоруссии более близкий нам.


И знаете, люди действительно ощущали себя НУЖНЫМИ, и им нравилось то, чем они занимаются.
У моего деда весь комбайн (НИВА) был в звездах, которые наносили в случае, если ты лучше всех показал себя на уборке урожая. Я помню, как он уходил рано утром, и возвращался под вечер, весь в пыли, одни зубы белые)) Но он БЫЛ СЧАСТЛИВ, ему нравилось так трудится, он видел в этом цель и смысл.
Когда ему предложили быть председателем, он попробовал, поработал пару месяцев и сказал, что не хочет свой Комбайн ни на что менять, ему удобней в коллективе, а не руководить. Никто не рвался к власти, все делали одно дело и получившие власть оставались людьми. Председателем выбрали на коллективном собрании нашего соседа, но он от этого не зазнался, не начал воровать, а просто он СПРАВЛЯЛСЯ С РУКОВОДЯЩЕЙ ДОЛЖНОСТЬЮ, по этому руководил.


А меня бабушка когда-то спросила, когда я еще маленький был "А кем ты хочешь стать ? Чтобы для страны быть полезным ?". Чтоя тогда ответил, говорить даже не стану, стыдно. И ведь искренне спрашивала, сама проработала несколько десятков лет учителем в школе. Я помню из детства ее бывших учеников, которые пошли по началу не тем путем, она пыталась их всячески вытащить оттуда, и к ней в итоге приходили спустя десятки лет и говорили "Спасибо, Галина Спиридоновна". Вот это я считаю истинным патриотизмом и на самом деле заслуженной ее медалью "Героя Труда".
_____________________________________________________________
Остановиться на чём-то,стать стабильным и предсказуемым-это значит стать легендой
или изжить себя,растеряв творческий потенциал...

С.Г.
Мобильная рында: 8903 627 79и89
Аватара пользователя
Зоркий сокол
Познавший Глубину
 
Сообщения: 2432
Изображений: 456
Зарегистрирован: 20 ноя 2005
Откуда: Замкадье не дальнее
Марка Автомобиля: Шниво дальнобойное
Ёп-2,в концептуальных грёзах

Re: Ностальгический обзор...

Сообщение Зоркий сокол » 27 май 2013, 04:04

я сам родился в 82 году. Но, мое детство было гораздо счастливее дества сегодняшних детей. Я всегда знал, что если зашли в магазин, то у меня будет новая (пусть и крайне дешевая) игрушка. Я всегда знал, что мне купят ништяк в виде мороженого. Я каждый год на лето ездил к бабушке. Гонял на велосипеде. Чинил его. Играл в "4 угла". Ночью ходил по городку и все были уверены, что со мной ничего не случится. На спор ночевал на кладбище и ходил по оврагам, представляя, что я герой Майн Рида. Плыл на !своем! плоту и охотился на акул в нашем озере. Делал шалаши и встречал рассветы. "охотился" на машины и ждал дедушку с огорода, который привозил горох, клубнику. Так как до дачи был час ходьбы меня редко туда брали. Но если брали, то я качал воду в бочку, ел клубнику и ягоды. А еще мы с девочками сидели в засаде, гуляли в лесу.... и у нас не было никаких посторонних мыслей.
А еще если я нашел на земле копеечку, то знал, что на неее могу купить стакан тархунчика. А еще я смотрел на карту и гордо разглядывал СССР. А еще у моего соседа была машинка с педальками и все на ней катались. А еще проходившие мимо мужики (рабочие возвращавшиеся после смены домой) всегда присоединялись к нам в футбол. А их жены приходили в это время смотреть на нашу игру. И мы большинство раз выигрывали у незнакомых нам взрослых. А еще я вечером спокойно мог подойти к взрослому и залезть к нему в машину и посмотреть что у него внутри.
А еще моя бабушка никогда не закрывала двери своего дому, даже когда уходила на работу. И все соседи !никогда! не закрывали двери.

И, черт возьми, я хочу чтобы мой сын вырос среди всего этого. Без мата с экранов, без секса в играх на компьютере, без аниме и пьяного быдла на улицах
.

Я тоже манал весь этот быдлятник!
Народ стал безграмотным и гнилым, им подменили ценности!!!

СССР - мои лучшие детские годы и воспоминания.
ленинградец.


Кайф не в материальных благах,не в жратве. Кайф, как бы это старомодно не прозвучало - в настоящей дружбе, в любви, в сердечном общении. Тогда такое было всегда. В 90-е всё сломалось.
Мне вот чесно - было бы скучно жить, если бы не жена и трава. Большинство лучших друзей ёбаные 90-е не пережили.


Нынешнее поколение прыщавых гламурных задротов ничего не хочет делать , не работать , не в армии служить ... Зато хотят почти все поголовно быть манагерами , брокерами , маклерами , шмаклерами и прочими дармоедами ничего не производящие ... Но зато хотят сытно жрать , иметь (причём сразу и щас) иностранный драндулет , большую стеклянную лопату с которой можно звонить , да пидаристические западные шмутки , вот вся их идеология - набить утробу и нихуя не делать ... Есть канеш исключения , но их катастрофически мало ...


джинсы, машинки, айфончики... за стеклянные бусы продали великую родину...Иной раз и сперматозоиды начинают вспоминать про талоны на газеты, потому что туалетная бумага шла на колбасу, синих птиц, которых продавали голубые, кока-колу в розлив и очереди за талоном в очередь, в которой дают талоны в очередь на покупку задней крышки чёрно-белого телевизора "Радуга". Пидарасы тогда стояли в общей очереди за "Радугой".


я хочу назад в СССР! Пёс с ними, с дефицитами! Всегда можно было что-то найти, с кем-то договориться, чем-то заменить! Но! Было единство, цель, стабильность! Хорошие школы, отличное высшее образование! И "бабки" были не главным. И мы были великой страной, а не раздолбанным огрызком.
Вот!А воспоминания детства... было хорошо и интересно. И мир был добрым. Как бы сейчас я хотел включить телевизор (черно-белый "Садко"), увидеть милого старичка Брежнева, полюбоваться 10 минут, а потом выключить и пойти читать мемуары Игоря Шелеста...


Все аргументы недовольных СССР сводятся к жратве и хабару. Хотя голодных в СССР не было но рабы желудка были всегда.
Ради копченой колбасы и соленой рыбы они готовы были предать великую страну, где не было бездомных и люди не побирались по помойкам.
Ради красочных журналов с модой, порнографией и желтой прессой эти "чревоугодники" без сожаления расстались с нормами советского общества такими как: целомудрие, скромность, неприхотливость,взаимовыручка, коллективизм.
Патриотическое воспитание молодежи и морально-нравственное воспитание детей эти мшелоимцы с удовольствием променяли на мега кровавые боевики и мультфильмы с гипер сарказмом (которые и детскими не всегда назовешь).
Стремление к более менее равному обществу сребролюбы променяли на колоссальный социальный разрыв где старшеклассница ссущая на первый снег может щеголять брюликами, норкой и пятым эплом, а педагог иметь зарплату 12000 руб, и долг за квартиру 12000 руб.
И этих эгоцентристов не волнует, что чей то ребенок, который учится с их отпрыском в одном классе, провел лето не на Бали как они, а дома с бабушкой. И в своем литературном детском эпосе "Как я провел лето" он не будет смакуя описывать комфортабельность в пятизвездочном.
Теперь у тебя есть колбаса, радуйся.
Но для меня ты иуда.

Я тут подумал. А ведь мы, поколение 1977–82 – самые, пожалуй, счастливые граждане нашей страны за всю ее историю.

С одной стороны, мы хорошо помним Советский Союз со всеми его атрибутами, хорошими и плохими: пионерскими лагерями, праздничными демонстрациями, чудовищной пропагандой, всеобщим дефицитом (от продуктового до культурного), удивительно интеллигентным населением, культом науки, повсеместной хмуростью, технической отсталостью, "Мурзилкой" и детскими кружками по выжиганию… С другой стороны, советский колосс рухнул, когда нам в силу возраста еще не нужно было задумываться о самостоятельной жизни – и мы почти не ощутили на себе все прелести экономики переходного периода. Ну да, голодали – так и в советское время не были избалованы деликатесами. Переделы, разборки, проблемы с работой и заработком – все это легло на плечи наших несчастных родителей, мы же просто пытались справиться с потоком того, что хлынуло на шестую часть суши с падением железного занавеса: музыку, книги, фильмы и телепередачи, "Сникерсы" и фисташки, Тома и Джерри, "Денди" и жвачку "Турбо". Тому, кто родился позже, сложно представить себе, что когда–то было по–другому. Тому, кто родился раньше, было наплевать на "Денди" и жвачку "Турбо" – они пытались выжить, растаскивая кафельную плитку из туалетов обанкротившихся заводов и продавая их на местной толкучке.

Это было удивительно десятилетие – самое свободное в истории России и одно из самых тяжелых. Второго на себе мы почти не испытали, а вот первое… Такого ощущения вседозволенности, вседоступности и безграничной свободы (в хорошем, само собой, смысле) гражданам России уже наверняка не испытать. Радостное удивление – вот в каком режиме мы жили эти десять лет. Казалось, что возможно все. Казалось, что весь мир лежит у твоих ног. Казалось, что мы уже никогда не сможем жить нечестно, обманывая себя и других. И уж совершенно точно мы знали, что никогда не станем бояться тех, кто руководит, заискивать и лебезить перед ними – у нас были "Сникерсы", "Горячие головы" и китайские магнитофоны "Ксинг Бао", мы были свободны, бесконечно свободны!

И даже если оставить в стороне политику… Мы, почти не воевавшие; мы, поколение–губка; мы, заставшие старый добрый (невинный!) мир без сотовых телефонов, компьютеров и интернета – мы. Самые счастливые. Еще с промокашками в школьных тетрадях, но уже без перьевых ручек. Единственное поколение, которому не промыли мозги – одни не успели, другие еще не начали – и единственное поколение, способное жить без повседневной ненависти. В какую бы сторону колесо истории не повернулось дальше – поколения, которому выпало бы такое количество эмоций, переживаний и впечатлений; поколения, перед которым так широко распахнули бы дверь в дивный новый мир – уже не будет.

© пользователь Лепры
_____________________________________________________________
Остановиться на чём-то,стать стабильным и предсказуемым-это значит стать легендой
или изжить себя,растеряв творческий потенциал...

С.Г.
Мобильная рында: 8903 627 79и89
Аватара пользователя
Зоркий сокол
Познавший Глубину
 
Сообщения: 2432
Изображений: 456
Зарегистрирован: 20 ноя 2005
Откуда: Замкадье не дальнее
Марка Автомобиля: Шниво дальнобойное
Ёп-2,в концептуальных грёзах

Re: Ностальгический обзор...

Сообщение Зоркий сокол » 24 янв 2014, 01:54

Владимир Меньшов: они не принимают Россию
– Какие факторы современной общественной жизни способны вывести вас из равновесия?

– Наиболее раздражающие моменты связаны с тем, как преподносится история нашей страны ХХ века. К этому можно было бы уже привыкнуть, но у меня не получается. Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию.

Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания.

На Западе уже давно сложился стереотип мышления по отношению к России, он сформирован умело, сознательно. Их высоколобые интеллектуалы ещё могут оперировать противоположными концепциями, но западный обыватель находится в абсолютной власти антисоветского мифа.

Вот, к примеру, я посмотрел фильм BBC «Кто убил Сталина?». Уровень экспертов-советологов, безапелляционность оценок, примитивность формулировок поначалу производили комический эффект. Но по ходу действия, когда русские актёры, изображающие «ближний круг» – высокопоставленных советских политиков, – начали безудержно пьянствовать, падать мордами в салат, превращаться в скотов, а нетрезвый Сталин взирал с саркастической улыбкой на эту оргию, фильм стал просто оскорблением нашей страны… Но ведь почти то же самое, в несколько адаптированном виде, я вижу и в российских фильмах!

Совсем недавно с некоторой гордостью нам представили французский фильм «Концерт». С нашей стороны участвовали хорошие актёры, и перед премьерой они рассказали, что получилась тёплая такая комедийная лента… Да вы что, ребята, вы посмотрите на это глазами обычного француза, который пришёл в кинотеатр! С какими выводами он выйдет оттуда?.. Оказывается, в брежневские времена, в начале 80-х, дирижёр Большого театра пострадал за то, что отказался уволить из оркестра всех евреев. Его самого выгнали с работы, а евреи погибли в сибирских лагерях. Только маленькую девочку благородные французы вывезли на Запад в футляре от контрабаса… И мои коллеги соглашаются играть в картине и не испытывают никакого чувства стыда!

Даже если бы весь этот бред был правдой, неужели стоило бы участвовать? Может, пора поучиться у европейцев, которых нам всегда предлагают как образец достоинства и чести? Немца, например, вы на разговор о войне не вытащите, там почти у каждого в шкафу припрятан скелет дедушки, воевавшего на Восточном фронте. А попробуйте затронуть позорное поведение французов во время Второй мировой. Насколько я знаю, там были режиссёры, которые пытались сделать кино о коллаборационизме, за что подвергались жесточайшему остракизму. Во Франции принято говорить лишь о Сопротивлении, которое даже де Голль признавал всего лишь удачным пропагандистским мифом. Немцы, во всяком случае, поразились, увидев на подписании капитуляции французов в качестве победителей… Попробуйте побеседовать с англичанами о том, как они подло тянули с открытием второго фронта, ждали, пока мы с немцами измотаем друг друга. Попытайтесь поговорить с румынами и венграми, которые воевали на стороне фашистов, с чехами, которые делали на своих заводах два из трёх танков немецкой армии… Все они умело замалчивают постыдные страницы своей истории и никому не позволят поднимать эти темы.

Самобичевание всегда было присуще российскому менталитету, и особенно оно расцвело с началом перестройки. Любая попытка развенчать героические страницы нашей истории стала рассматриваться как вклад в борьбу с ненавистным коммунистическим режимом. Это проникло в поры нашей общественной жизни, стало повседневностью. Потом будет очень трудно выкорчёвывать тотальный антисоветизм, который за двадцать пять лет обрёл мощную корневую систему, но делать это, безусловно, придётся. Мы не сможем существовать в ситуации кромешной исторической несправедливости.

В этом отношении очень показательной стала программа «Суд времени». Наконец в публичном пространстве удалось услышать позицию, противоположную антисоветской. Концепции, что после 17-го года в русской истории ничего хорошего не происходило, были противопоставлены мощные, взвешенные контраргументы. И конечно, просто поражало зрительское голосование.

– Несмотря на поток антисоветчины в СМИ, всё равно соотношение – девяносто к десяти. С чем вы это связываете?

– Я не могу это объяснить. Знаю, что результаты произвели оглушающее впечатление на либеральную интеллигенцию… Казалось бы, итоговые цифры должны подтасовать, предложить что-нибудь нейтральное – 48 на 52 (как это происходило в студии, где шли дебаты). Но когда включался подсчёт голосов по стране, результат категорически не совпадал со студийным. То ли вовремя не сообразили, то ли организаторы проекта проявили принципиальность.

Итог оказался удивительным ещё и потому, что он не соответствует результатам любых выборов в нашей стране. Я не верю, что на выборах происходит массовая подтасовка, – значит, есть причины, по которым телеголосование выявляет явную поддержку социалистической идеи, а на реальных выборах этого не происходит.

Вообще, мне кажется, сейчас очень важно провести глубокие социологические исследования, потратить на это большие деньги и определить, в каком состоянии находится наше общество. Необходимо понять, чего хочет народ, каковы его предпочтения и недовольства. Ведь со времён Горбачёва мы очень многому научились и на многое переменили свои взгляды.

– Ваши фильмы называют «народными», а вас – «народным режиссёром». Возможно, вы знаете о народе нечто такое, чего не знают остальные?..

– Для меня это очень важная тема. Помню, по молодости на меня произвела впечатление мысль, и я даже её выписал: «Толпа – это не народ, Пушкин – народ». Ну да, звучит эффектно. А сейчас думаю: почему же всё-таки толпе, массам отказывать в проявлении народного менталитета? И Пушкин потому и гений, что сумел наиболее ярко и мощно выразить дух народа. Хотя и несправедливо написал о русском бунте как бессмысленном и беспощадном. Беспощадном – конечно, но – бессмысленном… Мне в гораздо большей степени импонирует позиция Блока, который в мятежах, бунтах, революциях видел сведение исторических счётов, внезапное распрямление пружины, сжимавшейся в течение многих десятилетий, а то и веков.

Рассуждая о народе, неизбежно вступаешь в область размытых понятий, законов, которые невозможно сформулировать. И тем не менее подспудно понимаешь, что каким-то образом всё происходящее вокруг отфильтровывается народными массами и выкристаллизовываются убеждения, мифологические представления. Постепенно складываются взгляды, принимают устойчивую форму – относительно какого-то правителя, целого исторического периода или конкретного события. На поверхности общественного процесса могут бурлить споры, кипеть страсти, но параллельно где-то в глубине формируется кристалл – незыблемая точка зрения, на которую уже не повлиять.

Этот процесс касается всего – искусства в том числе. Сколько я наблюдал за свою жизнь однодневок, которые, едва появившись, получали статус нетленки. Иногда классика назначали сверху, но чаще снизу возникал шепоток: это надо видеть, надо слышать, надо читать! Проходило время, и гении становились просто способными ребятами, возникали новые авторитеты… Методично, незаметно Время и Народ делали своё дело.

– Результат кристаллизации всегда кажется вам справедливым?

– Это уже вне моральных и субъективных оценок, это похоже на законы природы… В своё время я прочёл в воспоминаниях жены Роберта Рождественского, как всю жизнь бодались между собой Евтушенко и Вознесенский, не шутейно, а совершенно всерьёз, доказывая собственное право считаться лучшим русским поэтом второй половины ХХ века. И просто обожгло её резюме по этому поводу: «А оказалось – Высоцкий…»

Совершенно как у Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии»: «…Эти сегодня стихи и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами – двумя или тремя…»

– В отношении ваших картин кристаллизация произошла. Согласны?

– «Любовь и голуби», бесспорно, стала народной картиной, она принята всеми социальными группами, объединяет даже коммунистов с либералами. Интереснее история с «Москвой слезам не верит», которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В неё включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни.

А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьёзной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое. Ещё во ВГИКе я написал сценарий художественного фильма «Требуется доказать» с подзаголовком: «По мотивам книги Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Когда его прочёл мой учитель Михаил Ильич Ромм, он пригласил меня к себе домой, закрыл дверь кабинета и сказал: «Володя, если ты хотел доказать, что ты человек способный и даже талантливый, то тебе это удалось. Но во избежание серьёзных неприятностей сценарий больше никому не показывай». Очень это меня расстроило, потому что никаких антисоветских намерений у меня не было. Сценарий вышел полемичным, но ведь и «Детская болезнь левизны» чрезвычайно полемична. Она была написана в связи с Брестским миром, в ней собраны аргументы «за» и «против», которые тогда обсуждались в партийной среде. По существу, ведь и вся партия, и ЦК не принимали идею Брестского мира, но Ленин стоял скалой… Меня интересовала эта коллизия, но тогда реализовать подобный материал оказалось невозможно. Максимум полемичности, который позволялся, – это пьесы Шатрова. Казавшиеся тогда необычайно смелыми, сегодня они выглядят наивно, но в конце 60-х его «Большевики» в «Современнике» стали для меня сильнейшим театральным впечатлением – выдающаяся режиссура Ефремова, прекрасные актёрские работы…

Сценарий «Москва слезам не верит» по сравнению с этим глобальным замыслом казался мелковатым, малоинтересным, беззубым. Но он заставил меня вспоминать биографии знакомых, родственников, рабочие эпизоды своей жизни (после школы между поступлением в институты я работал на заводе, в шахте). Кстати пришлись записные книжки, которые я начал вести в то время, туда я заносил какие-то словечки, выражения, удачные остроты. К счастью, для меня рабочий класс не был той враждебной жлобской общностью, которую пытаются изобразить некоторые интеллигенствующие режиссёры. По версии современного кинематографа, рабочий класс – это что-то глубоко маргинальное, дико пьющее, не отягощённое интеллектом. Так представляют тех, кто стоит у станка, варит сталь, собирает хлеб… А я этих людей полюбил, стал их понимать, ценить их юмор… Сейчас царствуют кавээновские шутки, и мы уже подзабыли настоящий русский юмор, а ведь это удивительное явление. Его важной отличительной чертой является самоирония. Русский юмор в большей степени направлен на себя, а не на окружающих…

Когда я делал этот фильм, никаких наполеоновских планов не вынашивал и главное, о чём беспокоился, – не опозориться бы. Ведь «Москва слезам не верит» была моей первой «взрослой» картиной после «Розыгрыша».

Зрительский успех оказался ошеломительным и совершенно неожиданным для меня.

– Стоять в очереди бóльшей, чем на «Москву слезам не верит», не приходилось.

– Даже гайдаевские фильмы были перекрыты в полтора-два раза. И прежде всего за счёт многократных просмотров. Некоторые зрители писали мне, что смотрели фильм по 10–20 раз…

Сейчас понятно, что уже сработали и фактор времени, и фактор кристаллизации. Я вижу, что картину народ отобрал. При том что её никто не продвигал, не было лоббистов-интеллектуалов, напротив, критики убеждали зрителей: те, кому нравится картина, – неразвитые люди, у которых нет вкуса…

Пусть это звучит не очень скромно, но именно этими фильмами – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» – я останусь в памяти «и долго буду тем любезен я народу»… Но ясно и другое: «Ширли-мырли», и особенно «Зависть богов», сделанные гораздо более профессиональной рукой, не вошли в этот фонд народного кино, не выкристаллизовались. Как ни обидно, приходится это констатировать.

– По поводу «Ширли-мырли» можно поспорить…

– Да, я надеюсь, что, может быть, эта картина сделана с определённым опережением и время будет на неё работать. Там есть живой юмор, передана атмосфера безвременья, сумасшедших фарсовых 90-х, но всё-таки этот фильм не вошёл в народное сознание как нечто неотъемлемое, необходимое. А «Москва слезам не верит» вошла. Её персонажи стали почти родственниками, на них ссылаются, их цитируют, они присутствуют в жизни людей и даже служат примером. Вера Алентова обижалась, что у неё не самая выигрышная роль, что в первой серии её героиню заслоняет репризами героиня Ирины Муравьёвой, а во второй – появляется Гоша и перетягивает одеяло на себя. И я, кажется, нашёл верную формулу: у тебя роль-судьба, с тебя будут жизнь делать…

Тогда мне была непонятна истовая ненависть к «Москве слезам не верит» со стороны элитной интеллигенции. Люди просто не могли подобрать слов, чтобы выразить степень своего презрения к картине и быдлу, которое её смотрит. Для меня природа этой ненависти открылась значительно позже. Она была абсолютно социальной. Сидя на кухнях, интеллигенция договорилась между собой, что здесь, «в этой стране», жить нельзя. Я тоже активно участвовал в подобных разговорах, но я-то думал, как переделать жизнь к лучшему!

Читаешь сейчас мемуары апологетов перестройки, тех, кого можно считать нынешними победителями, и удивляешься: они просто тряслись от ненависти к стране. Они уверяют, что не принимали систему, но сквозь строки явственно проглядывает: они не принимали Россию, не принимали нацию, которая смирилась с безобразным социальным строем и с монстром Сталиным. Конечно, они не могли согласиться с картиной, которая доказывала: здесь можно жить, можно сделать карьеру, можно просто быть счастливым.

- Если препарировать произведение искусства, относящееся к категории народного, заглянуть внутрь, из чего состоит механизм, как работает?

– Это таинственный процесс, который можно объяснять только задним числом.

– Но общие критерии, родовые признаки «народности» должны быть. Можно предложить, например, такую версию – народное искусство утешает и вдохновляет…

– Однако в «Тихом Доне» эти составляющие практически не присутствуют. И даже в «Войне и мире». Сейчас кажется странным, но поначалу в этом романе увидели не столько его народность, сколько исторические несоответствия. Кажется, даже Денис Давыдов успел отметить недочёты: какой-то полк на самом деле не там дислоцировался. Но потом на «Войну и мир» стало работать время…

О Великой Отечественной войне не так много произведений, которые можно было бы назвать истинно народными. Мало кому удалось проникнуть в самую сердцевину явления, показать, что собой представляет народ-победитель. Твардовскому удалось. Конечно, «Василий Тёркин» – это вершина… Но вы знаете, я сейчас читаю в концертах Симонова, он вроде не самым крупным поэтом считается, но его военная лирика так пронзительна! И не только хрестоматийное «Жди меня». Война прошла через его судьбу, сплелась с любовью, отношениями с Валентиной Серовой…

Эти попадания есть у многих, может быть, в жизни каждого поэта случаются уникальные совпадения с пульсом жизни. У Гудзенко, например, два стихотворения просто великих: «Нас не надо жалеть…» и «Когда на смерть идут, – поют…». Два-три шедевра есть у каждого поэта, принадлежащего к военному поколению… А вот с военной прозой сложнее…

– Зато народных фильмов о Великой Отечественной множество.

– Видимо, этот гений народного искусства всё время находится в движении – сегодня он в литературе, завтра в музыке, потом в кинематографе. В первую очередь нужно вспомнить «Балладу о солдате» и «Летят журавли». Правда, картина Калатозова, на мой вкус, несколько манерна, хотя и стала прорывом с точки зрения изобразительной культуры. Были ещё фильмы второго эшелона, например, «Живые и мёртвые», замечательная картина Ордынского «У твоего порога»… Режиссёры, которые вернулись с фронта, помнили запах пота, крови и пороха, не могли соврать, у них получалось очень настоящее и сильное кино.

Великая Отечественная война стала невероятным подвигом советского народа. Кажется, что к этому подвигу нас вела вся тысячелетняя история России, к этому высочайшему моменту нашей жизни – Победе… Которой мы не захотели, не смогли воспользоваться. Уже через какие-то сорок лет мы получили развалившееся государство. Это итог Победы?.. Сталин не воспитал себе смену. Он был гений, никаких сомнений в этом нет, и тех, кто выполнял его приказы, мы тоже считали очень талантливыми людьми, но когда они оказались предоставлены сами себе…

В итоге советская система к середине 80-х уже была не готова отвечать на вызовы времени. Назрела смена парадигмы общественного развития, но перестройку, к нашему несчастью, возглавили фигуры некрупные, они всё свели к возвращению России в лоно так называемой европейской цивилизации. Свой собственный путь искать не стали…

Самое подлое в этой истории – несправедливость происшедшего. Разрушали страну те, кто делал карьеру на диссертациях о неизбежности построения коммунизма. С какого-то перепугу случайные люди оказались богачами. Теперь они вершат наши судьбы, да ещё и рассказывают, что раньше всё было устроено не так. Хотя сделали себе миллиардные капиталы на том, что построено, создано в советское время!..

Но я понимаю: обратного хода нет. Пусть много недовольных людей, но в СССР они уже не хотят. За право поехать на отдых в Турцию или Египет человек многим готов пожертвовать.

– Мысль о невозможности возвращения прочно внедрена в сознание, это – сложившееся общественное мнение.

Мне кажется, такую мысль не внедрить, это уже выкристаллизовалось. У Кара-Мурзы, нашего выдающегося современника, одного из самых мощных мыслителей, объяснивших суть и смысл Советской Цивилизации, подмечено, что времена СССР очень много обязанностей накладывали на человека… Произошло развращение – какого чёрта вставать и идти на работу, если хочется быть хозяином своей судьбы, никуда не идти, а остаться дома и полежать. Новая власть продекларировала: живите как заблагорассудится, хотите на помойке питаться – питайтесь, хотите пробиваться – работайте. Но в массе своей люди вообще разучились работать. За нас работают гастарбайтеры.

– Когда деятель искусства декларирует свою политическую позицию, аудитории трудно её игнорировать. Кто-то из зрителей наверняка изменил своё отношение к вам… Как вы относитесь к этому обстоятельству?

– По отношению ко мне либеральная публика действительно относится крайне настороженно, потому что я не скрываю своих пристрастий и даже в конце 90-х говорил открыто, что голосую за коммунистов. В то время для либералов это было равносильно признанию в педофилии.

Вообще если говорить про наш клуб творческой интеллигенции, то его 90 процентов – на стороне либералов. С ними бесполезно спорить. Я многим предлагал почитать неотразимо логичного Сергея Кара-Мурзу, разящего юмором Владимира Бушина, полагая, что интеллигентный человек должен вникнуть в аргументацию оппонента. Я ведь в своё время изучал позицию и Яковлева, и Афанасьева, и Сахарова… Но либералы свой выбор сделали, их не сдвинуть с места. И они ещё называют ретроградами коммунистов!..

Поэтому что касается общения с коллегами: нужно либо находиться с ними в вечном конфликте, либо принимать такими, какие они есть, и категорически уходить от обсуждения политических тем.

– Как вы оцениваете то, каким предстаёт в современном кино русский мир? Откуда эта тяга к описанию дна, любованию чёрной стороной жизни?

– Слишком долгое время в разных формах декларировался тезис «стыдно быть русским» – истоки этой эстетики здесь. Вполне благополучные московские мальчики увлеклись описанием жизни бомжей, изучением психических аномалий – вплоть до некрофилии. Кроме того, появился адресат. На западных кинофестивалях особой популярностью пользуется любой позор России.

Вообще, как только возникают спектакль, книга, кино, оскорбляющие наш народ, сразу находятся люди, которые требуют поддержки этого произведения, настаивают на награждении и премировании…

С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать – народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее – чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью.

– Сейчас снимается множество антисоветских фильмов, в разных жанрах: эпосы, драмы, комедии, мюзиклы. Скажите как человек, знающий продюсерскую кухню: возможно сегодня снять просоветский фильм? С той же агитационной мощью, пропагандистской силой, что снимают антисоветское кино. Если бы нашёлся какой-то сумасшедший человек с мешком денег?..

– Теоретически – да. Общественный запрос на такое искусство существует. Если найдутся деньги, то проблем как будто возникнуть не должно,

запускайся и снимай. И в принципе есть странные миллионеры, жизнь не так однолинейна… Но… Это будет происходить в атмосфере серьёзного морального давления со стороны не только политической элиты, но даже вашей собственной съёмочной группы. Например, у меня был документальный фильм о московских кладбищах в рамках проекта «Сто фильмов о Москве». Я снимал на Новодевичьем, у Кремлёвской стены. Нам разрешили съёмки в Мавзолее. А оператор отказался туда идти. Принципиально: не хочу оказаться рядом с этим чудовищем…

– Если бы вы могли сделать заявку некоему обобщённому образу сценариста, сочетающему талант Габриловича, Гребнева, Володина, какой бы попросили сценарий ?

– Кого мне сейчас безумно не хватает для создания фильма, адекватного нашей сегодняшней жизни, так это замечательного и абсолютно незаслуженно забытого сценариста – Евгения Григорьева. Широкому зрителю он известен в основном по «Романсу о влюблённых». Мы с ним много задумывали в начале 90-х годов, но ничего, к сожалению, так и не осуществилось…

Пока медленно и мучительно придумываю историю в одиночку.

Вопросы задавал Олег ПУХНАВЦЕВ
Источник — «Кинопресса»
_____________________________________________________________
Остановиться на чём-то,стать стабильным и предсказуемым-это значит стать легендой
или изжить себя,растеряв творческий потенциал...

С.Г.
Мобильная рында: 8903 627 79и89
Аватара пользователя
Зоркий сокол
Познавший Глубину
 
Сообщения: 2432
Изображений: 456
Зарегистрирован: 20 ноя 2005
Откуда: Замкадье не дальнее
Марка Автомобиля: Шниво дальнобойное
Ёп-2,в концептуальных грёзах


Вернуться в Курилка-флудилка,разговоры обо всём

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron